Семинар-практикум для педагогов "Организация образовательного процесса с воспитанниками в летний оздоровительный период"
19.04.2024Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летнего оздоровительного периода; повышение уровня аналитической деятельности воспитателей.
Задачи: систематизировать знания педагогов по вопросам организации летнего оздоровительного периода; создать условия для обмена мнениями; стимулировать развитие инициативы и творчества.
Материал и оборудование: мультимедийная система; листы с изображением незаполненной схемы направлений работы с детьми в летний оздоровительный период; две перфокарты с вопросами и две проверочные карточки к ним; два листа с перечнем художественных произведений; листы бумаги; цветные карандаши; мольберт; ватман с изображением монитора компьютера; картинка паки с файлами по количеству участников.
Подготовительная работа: организация выставки учебных изданий по организации работы с воспитанниками в летний оздоровительный период; проведение оперативного контроля по подготовке к летнему оздоровительному периоду.
Ход мероприятия
Ведущий (В.). Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодняшняя наша встреча посвящена особенностям организации летнего оздоровительного периода в учреждении дошкольного образования. Для более продуктивной работы вы были распределены на две команды в случайном порядке. Для начала, я напомню вам об особенностях организации образовательного процесса в летний оздоровительный период.
Теоритическая часть.
(Ключевые моменты отображаются на экране мультимедийной системы). Летнюю работу с детьми в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель: создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья воспитанников и закаливания детского организма.
Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:
- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
- утреннюю гимнастику, которая проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены: комплекс общеразвивающих упражнений; обыгрывание сюжета;3—4 подвижные игры; физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров; оздоровительный бег на участке; элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.;
- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида) направлены на: повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.); расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке, при организации которых особое внимание уделяется индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются: комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной): профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей;
- самостоятельную двигательную деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий: включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности); обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе; предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений; индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
- закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца): ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования); многократное умывание в течение дня; полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи; дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков); ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Художественно-эстетическая работа включает:
- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн): рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы; проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете; экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами; включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке); освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.); лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины); аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.); конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов); детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
- музыкальную деятельность воспитанников: использование музыки в режимных моментах; фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений; проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин; включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.); сольное и коллективное музицирование; самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
Практическая часть.
В. А сейчас мы подробнее остановимся на приоритетных направлениях образовательного процесса с воспитанниками в летний оздоровительный период. Для этого каждой команде необходимо выполнить ряд заданий, при выполнении заданий вы можете пользоваться необходимой литературой, представленной сегодня на выставке. Команды могут дополнять и уточнять выступление друг друга.
1-е задание. «Схема».
Цель: систематизировать знания воспитателей дошкольного образования о направлениях работы с воспитанниками в летний оздоровительный период.
Каждой команде раздаётся лист с незаполненной схемой приоритетных направлений работы с воспитанниками в летний оздоровительный период. На выполнение задания отводится 3 минуты, после чего одна из команд представляет свой вариант заполнения схемы, вторая команда вносит свои коррективы и дополняет. После ответов команд, на экране отображается заполненная схема. (Фото 1и Фото 2).
2-е задание. «Отправляемся в поход».
Цель: совершенствовать знания воспитателей дошкольного образования по организации и проведению пеших прогулок-походов за территорию дошкольного учреждения.
Одной из команд предлагается разработать план-конспект пешей прогулки-похода за территорию дошкольного учреждения (на экране отображается примерная схема составления плана пешей прогулки-похода), а второй команде – перечислить требования к организации и проведению пеших прогулок-походов за территорию дошкольного учреждения. Через 5-7 минут команды защищают свои ответы, противоположная команда дополняет и уточняет ответ.
Требования к организации и проведению пеших прогулок-походов за территорию дошкольного учреждения: прогулка-поход организуется только после тщательного изучения маршрута, подбора его содержания. Взрослые должны: хорошо знать ягоды, грибы, растения данной местности для формирования представлений детей и в целях их безопасности; учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной); определить оптимальное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности; знать и соблюдать правила дорожного движения. Заранее необходимо: продумать одежду детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы; провести с детьми беседу о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы; согласовать план и маршрут с медработником, заведующим, заместителем заведующего; известить родителей о времени проведения похода; узнать прогноз погоды на день похода; сформировать содержание аптечки, узнать правила пользования ею.К каждому походу составляется сценарий, в котором указывается: место проведения, время отправления, длительность прогулки. Карты–схемы маршрутов утверждаются на педагогическом совете, что подтверждает подпись заведующего на карте. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и места для привалов (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (расстояние между привалами) и его продолжительность по времени.
План проведения пеших прогулок по маршруту составляется примерно по следующей схеме:
¾ дата проведения,
¾ тема (или объекты наблюдения),
¾ цель,
¾ краткое описание маршрута с отметкой привалов и содержания деятельности на них),
¾ отметка о результатах проведения мероприятия.
Деятельность детей на привалах может включать в себя:
¾ наблюдения за объектами природы,
¾ дидактические, подвижные игры,
¾ чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,
¾ экспериментальную и практическую работу;
¾ формирование умений ориентироваться на местности и др.
3-е задание. «Работа с перфокартой»
Цель: закрепление знаний воспитателей дошкольного образования об организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период.
Каждой команде раздаётся лист с вопросами и вариантами ответов. Напротив каждого варианта ответа нарисована геометрическая фигура (треугольник, круг, квадрат). Необходимо выбрать правильный ответ и закрасить соответствующую фигуру напротив (треугольник – красным цветом, круг – жёлтым, квадрат – синим). На экране отображаются фигуры и соответствующий цвет для помощи воспитателям. Через 3 минуты командам предлагается проверить свои ответы при помощи проверочной карточки, на которой изображены правильно закрашенные геометрические фигуры. На экране также появляется правильная комбинация (Фото 3).
4-е задание. «Библиотека»
Цель: совершенствовать знания учебной программы дошкольного образования.
Каждой команде раздаётся перечень произведений художественной литературы. Необходимо их разделить на группы в соответствии с возрастом воспитанников и рекомендациями учебной программы дошкольного образования. Через 3 минуты команды меняются своими выполненными заданиями для взаимопроверки, после чего на экране отображается правильный вариант.
Правильный вариант 1-ой команды:
Первая младшая группа: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; В. Вiтка «Коця i Каця»; В. Сутеева «Три котёнка».
Вторая младшая и средняя группы: Ш. Перро «Красная шапочка»; белорусская народная сказка «Каза-манюка»; русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»; белорусская народная сказка «Былiнка i верабей»; В. Бианки «Первая охота»
Старшая группа: русская народная сказка «Сивка-бурка»; белорусская народная сказка «Не сiлай, а розумам»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Братья Гримм «Госпожа Метелица»; басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Правильный вариант 2-ой команды:
Первая младшая группа: Л. Толстой «Три медведя»; К. Ушинский «Два козлика»; В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок».
Вторая младшая и средняя группы: Братья Гримм «Заяц и ёж»; белорусская народная сказка «Коцiк, пеўнiк i лiсiца»; русская народная сказка «Жихарка»; белорусская народная сказка «Пшанiчны каласок»; Э Мошковская «Вежливые слова».
Старшая группа: русская народная сказка «Морозко», белорусская народная сказка «Лёгкi хлеб»; П. Ершов «Конёк-Горбунок»; Г-Х. Андерсен «Дюймовочка»; басня И. Крылова «Ворона и лисица».
Рефлексия «Компьютер»
На мольберте прикреплено изображение монитора компьютера, на котором в разных местах расположены ярлыки «Компьютер», и «Урна». В зависимости от анализа и оценки полученной информации в ходе семинара-практикума, каждому участнику предлагается разместить «Папку с файлами» либо на изображение ярлыка «Компьютер» (информация полезная и требует дальнейшего сохранения и использования), либо на свободное место на «Рабочем столе» экрана (информация временная и используется разово), либо на ярлык «Урна» (информация бесполезна и не требует дальнейшего сохранения). Каждый участник аргументирует свой выбор.
Литература:
- Учебная программа дошкольного образования. — Минск: Министерство образования Республики Беларусь, Нац. ин-т образования, 2012. — 416 с.
- Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 133 с.
- Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск : Экоперспектива, 2015.
Подготовил: заместитель заведующего
по основной деятельности
Прокопчук Мариам Николаевна