Советы дефектолога

Готовимся к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии

01.02.2024
Уважаемые родители! Вы, как законные представители, должны четко понимать цель обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) . Целью деятельности ПМПК является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования. Обследование детей на ПМПК может проводиться по Вашей инициативе (законных представителей), а также органов здравоохранения, социальной защиты, учреждений образования. В последнем случае должно быть получено Ваше согласие.
развернуть

    Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость, в исключительных случаях – по доверенности. 

    Предварительная запись на обследование проводится также с согласия родителей. Родители дают согласие на обработку персональных данных.      За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, профессия), поговорите о текущем времени года. 

    Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование: настраивайте на общение с педагогами.

     Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку. 

     Обследование детей дошкольного возраста проводится в соответствии с возрастными и программными требованиями. 

    Время обследования каждого ребенка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время обследования на ПМПК может не совпадать со временем предварительной записи. Для того, чтобы помочь ребенку спокойно ожидать обследования, возьмите с собой его любимую игрушку, книжку. 

    Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование. 

    При ребенке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даете установку на подобное поведение. 

    Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка. Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.  После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.   В дальнейшем все зависит от Вас! Желаем Удачи! 

Задания, которые предлагаются в период обследования

Исследование особенностей звукопроизношения

Ребёнку предлагается назвать картинки на заданный звук

Исследование лексики и грамматического строя речи.

Называние предметов и их частей

Объяснение назначения предметов: игра «Для чего нужен»

Пылесос – …                                                   Холодильник – …

Образование множественного числа существительных: игра «Один-много»

Стол – столы

Чашка –

Карандаш –

Дом -

Дерево –

Стул –

Ведро –

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных: игра «Назови ласково»

Чашка – чашечка

Яблоко –

Стул –

Кукла –

Мяч –

Согласование прилагательных с существительными: игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Лимон (какой?) – кислый, жёлтый, овальный, сочный

Таблетка (какая?) –

Платье (какое?) –

Образование названий детёнышей животных: игра «Кто у кого?»

У курицы – цыплята, у утки – утята

у гуся – …                  у кошки –

у собаки -…               у козы –

у овцы – …                 у коровы –

у лошади -…               у лисы –

у зайца –…                  у белки –

у ежа –…                     у волка –

у медведя –…

Образование притяжательных прилагательных: игра «Чей? Чья? Чьё?»

Сумка мамы – мамина

Кофта бабушки – бабушкина

Газета папы –…

Нора лисы – …

Хвост зайца –…

Лапа медведя –…

Шерсть волка – …

Образование относительных прилагательных от существительных: игра «Из чего сделано?»

Из дерева – деревянный (стол),     из бумаги – бумажный (кораблик)

из соломы  (крыша) – …,                из меха (шуба) –…,

из пуха (подушка) –…,                    из кирпича (дом) –…,

из резины (сапоги) –…,                   из металла (кружка) –…,

из снега (крепость)–…,                    из брусники (варенье) –…,

из черники (напиток) – …,               из шерсти (платок) –…,

Исследование глагольного словаря

«Что делает?»

Учитель – учит детей

Повар –

Врач –

Водитель –

«Как передвигается?»

Птица –

Рыба –

Лягушка –

Черепаха –

«Как голос подаёт?»

Собака – лает

Кошка –

Корова –

Утка –

Петух –

Образование множественного числа глаголов

Девочка стоит – дети стоят

Мальчик бежит – дети …

Человек плывёт – люди …

Мальчик смеётся – мальчики …

Образование глаголов с помощью приставок

Шёл – ушёл, пришёл, вышел, обошёл, перешёл, зашёл…

Исследование состояния связной речи.

Предлагается составить рассказ по сюжетной картине, серии сюжетных картин, пересказать текст.

Исследование фонематического восприятия, состояния фонематического анализа и синтеза

Определение первого звука в словах: «Какой первый звук в слове?»

Определение последнего звука в словах.

 

свернуть

Гимнастика для губ и языка

30.04.2024
Методические рекомендации. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
развернуть

Гимнастика для губ и языка

 

1. «Рыба».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.

Открывает рыба рот,

Да не слышно, что поет.

 

2. «Лягушка».

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.

 

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам;

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

3. «Хоботок».

Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

 

4. «Заборчик».

Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

 

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

5. «Бублик».

Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5.

 

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

6. «Лопата».

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.

Язык лопатой положи

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

7. «Иголочка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

Удержать под счет от 1 до 5.

Язык иголочкой потом.

И потянем острием.

 

8. «Чистим зубы».

Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

Чищу зубы, посмотри,

Не болели чтоб они.

 

9. «Качели».

Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

И все выше поднимаюсь –

Вверх-вниз, вверх-вниз.

 

10. «Вкусное варенье».

Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И варенье оближу.

 

11. «Ступеньки».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

 

12. «Чашечка».

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5.

 

Язык широкий положи

И под счет его держи.

Получилась пиала –

Округленная она.

В рот ее мы занесем

И края к зубам прижмем.

13. «Индюшата».

Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.

Индюшата-малышата

Ножками топочут,

Весело болбочут:

БЛ – БЛ – БЛ.

14. «Маляр».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Кисть ведем вперед-назад,

Наш маляр работе рад.

15. «Дятел».

Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна.

Целый день я стучу,

Червячка поймать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Д-Д-Д-Д-Д.

16. «Лошадка».

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости

17. «Грибок».

Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.

На лесной опушке

Вырос гриб-волнушка.

 

18. «Гармошка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Методические рекомендации.

 

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

 

  1. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.

 

  1. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

 

  1. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

 

  1. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

 

  1. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.

 

  1. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

 

  1. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

 

Комплексы артикуляционной гимнастики.

 

  1. Общеукрепляющие упражнения: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
  2. Для звуков С, З, Ц: № 1, 2, 6, 7, 8.
  3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12.
  4. Для звука Л: № 2, 7, 9, 11, 13, 14, 15.
  5. Для звука Р: № 1, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

 

              Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться  в соответствии   с индивидуальными особенностями  ребенка.

 

 

Упражнения для развития

подвижности губ.

 

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.

 

  1. Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.
  2. Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.
  3. Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.
  4. Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.
  5. Языком вытягивать верхнюю губу.
  6. Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.
  7. Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.
  8. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
  9. Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.
  10. Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.

 

Развитие речевого дыхания.

Для всех упражнений:

Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются. Плечи не поднимаются. Темп выполнения – медленный. Количество повторений – не более 5.

 

  1. «Мыльные пузыри».
  2. «Сдуй листочек».

Вырезать из тонкой бумаги листочек (бабочку, лягушку, снежинку и т.д.), положить на ладонь ребенка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть листок с ладони.

 

  1. «Забей гол в ворота».

На столе построить «ворота» из кубиков.

Скатать ватный шарик. Длительной, плавной струей выдыхаемого воздуха загнать шарик в ворота.

 

 

свернуть

Советы родителям по развитию речи ребенка

02.05.2024

♦ СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

♦ СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

♦ СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

♦ СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

♦ СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

♦ СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

♦ СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

♦ СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

♦ СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональноепересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

♦ СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

♦ СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

♦ СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

♦ СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

♦ СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

♦ СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

свернуть

Значение семейного воспитания в развитии речи ребенка

03.05.2024
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспел в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем. Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша.
развернуть

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Что такое ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) – форма организации коррекционно-речевой помощи обучающимся с нарушениями речи.

В 2009/2010 учебном году в учреждении дошкольного образования был открыт пункт коррекционно-педагогической помощи.

Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 15), «Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи» от 25.07.2011 № 131, методическими рекомендациями «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012, инструктивно-методическим письмом.

Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития воспитанников с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития;
  • формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения воспитанниками требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у воспитанников.

Занятия в пункте проводятся в период с 15 сентября по 25 мая текущего учебного года. Основными формами организации работы с воспитанниками, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия.

Продолжительность групповых занятий 25-30 минут.

Продолжительность подгрупповых занятий – 20-25 минут.

Продолжительность индивидуальных занятий – 15-20 минут.

Занятия проводятся в игровой и занимательной форме.

Периодичность посещения занятий обучающимися 2-4 раза в неделю.

Оказание коррекционно-педагогической помощи осуществляет учитель-дефектолог Тихонович Елизавета Сергеевна, имеющий высшее образование по профилю.

Занятия по оказанию коррекционно-педагогической помощи проводятся в отдельном кабинете, который оснащен оборудованием для организации и проведения занятий.

Работа учителя-дефектолога в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы учителя-дефектолога речевого учреждения. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-дефектолог на пункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых учреждениях, и работа строится с учетом внутреннего расписания учреждения дошкольного образования.

Учитель-дефектолог ПКПП проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями воспитанников по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка.

Основные направления работы:

- исправление звукопроизношения;

- совершенствование грамматического и лексического строя речи;

- развитие фонематических процессов;

- развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики.

Зачисление воспитанников в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи;

- заявления законного представителя воспитанника.

Для получения заключения ЦКРОиР необходимо записаться по тел.:  23-66-49(приемная) на психолого-медико-педагогическое обследование в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Солигорска.

При себе иметь:

  1. Подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями специалистов (отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.). Выдается в детской поликлинике участковым врачом-педиатром.
  2. Медицинскую справку о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета). Выдается детским врачом-психиатром.
  3. Педагогическая характеристика. Предоставляется учреждением образования, в котором обучается ребенок.
  4. Результаты продуктивных видов деятельности ребенка дошкольного возраста (1-2 рисунка карандашами).

Адрес Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Солигорск: ул. Набережная, 9.

График работы учителя-дефектолога ПКПП Тихонович-Манько Елизаветы Сергеевны: понедельник - пятница 8.00-12.00.

свернуть