Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастных группах учреждений дошкольного образования
05.02.2024Организация образовательного процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и, на первый взгляд, неразрешимые сложности. Так, например, в группе могут быть дети разного возраста, от 2 до 7 лет.
В таком случае организацию работы необходимо ориентировать на программы нескольких возрастов. Занятия должны проводиться в разных формах. Закономерно встает вопрос: как качественно организовать образовательный процесс в условиях разновозрастной группы? Как реализовать полный объём образовательной программы? Как сгруппировать материал возрастных целевых ориентиров в одну образовательную деятельность? Необходимо выбрать и грамотно распределить по времени разнообразные формы работы, которые позволят решить задачи нескольких возрастных групп, и при этом учесть требования санитарных норм и правил о допустимом объёме образовательной нагрузки. Осложняет эту работу недостаточное методическое обеспечение: малое количество литературы, обобщённого опыта работы, конспектов занятий.
Как вариант решения ситуации- с воспитанниками использовать фронтальную, подгрупповую и индивидуальную формы работы.
Например, фронтально заниматься на таких занятиях, как ребёнок и общество, аппликация, конструирование, ребёнок и природа, развитие речи, лепка, и конечно физическая культура и музыкальная деятельность.
Подгрупповую форму работы использовать с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по подготовке к обучению грамоте и занятиях по математике, так как на таких занятиях решаются учебные задачи частного характера, которые относятся только к детям данного возраста. При этом младшие дети остаются в группе. Почему? Дети, которые не участвуют непосредственно в занятии (в данном случае дети 4-х лет), становятся более дисциплинированными, а также невольно заинтересованными, в том, что делают старшие, они становятся слушателями, запоминают понятную и интересную им информацию. В это время они находятся под присмотром помощника воспитателя.
При проведении занятий можно использовать следующие виды организации образовательной деятельности:
Первый вид занятия - ступенчатое начало, второй вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия, третий вид – одновременная деятельность детей по разным программным задачам. Остановимся подробно на каждом виде организации образовательной деятельности.
Например, планируя занятие по образовательной области «Ребёнок и общество», на тему «Одежда», можно поставить следующие образовательные задачи:
Для детей пятого года жизни – формировать представления о значении одежды в жизни человека; умения дифференцировать одежду по существенным признакам (зимняя, летняя, демисезонная).
Для шестого года жизни – познакомить детей с белорусскими предприятиями по пошиву одежды; формировать представления о профессиях, связанных с созданием одежды.
Воспитанники пятого года жизни играют в дидактические игры по теме занятия с помощником воспитателя, а воспитатель дошкольного образования начинает занятие с детьми старшего дошкольного возраста.
Педагог обращает внимание детей старшей подгруппы на «волшебную шкатулочку» и задает детям вопросы поискового характера: «то, что лежит в шкатулке бывает тёплым и холодным, прозрачным и плотным, гладким и шероховатым, имеет различную окраску, может мяться, растягиваться, соткано из различных ниток». Таким образом, подводит их к ответу, что в шкатулке лежит ткань. Уточняет, для чего людям нужна ткань и где производят одежду. Предлагает детям совершить экскурсию на белорусские предприятия по пошиву одежды, используя мультимедийную презентацию.
В ходе экскурсии знакомит детей с пошивом женской, мужской и детской одежды из различных видов тканей, которые производят у нас в Беларуси, – на фабрике «Калинка», предприятии «Славянка», «Світанак» и др. Далее спрашивает у детей, как они думают, легко ли шить одежду. И просит их назвать профессии людей, которые производят одежду.
Предлагает детям побыть в образе модельеров. Для этого ребята по желанию выбирают себе любой силуэт одежды и украшают его с помощью красок, аппликации, используя разные материалы (кусочки тканей, ленточки, цветную бумагу и др). Пока «модельеры» творят, звучит тихая музыка.
В это время в занятие включаются дети среднего дошкольного возраста, с которыми педагог отправляется в магазин. Предлагает детям взять карточки с изображением различной одежды и сказать, что на ней изображено. Спрашивает у детей как одним словом можно назвать все эти вещи, для чего нужна одежда, что можно делать с одеждой.
Далее подводит детей к пониманию того, что одежда бывает летняя, зимняя и демисезонная. Используя обручи трёх цветов дается задание детям: в жёлтый обруч положить карточки с изображением одежды, которую носят летом; в синий обруч -которую носят зимой, а в зелёный - которую можно носить весной и осенью.
Старшая подгруппа воспитанников под руководством помощника воспитателя оформляет выставку своих моделей.
Для всех воспитанников организуется игра: предлагается сделать объявление по радио о ребёнке из группы, который потерялся, не называя его имени, только по описанию одежды. Задача детей – найти того, «кто потерялся».
В конце занятия с детьми проводится игра с мячом «Поймай вопрос – верни ответ». Вопросы подбираются в соответствии с возрастом детей. Например:
- Где можно купить одежду?
- Кто шьёт одежду?
- Какие предметы нужны для того, чтобы сшить одежду?
- Из чего шьют одежду?
- Как нужно ухаживать за одеждой? И другие.
После игры обращается внимание всех детей на выставку моделей одежды, которые подготовили старшие воспитанники, где они рассказывают о своих работах.
Следующий вид занятий, который можно использовать - это ступенчатое (поэтапное) окончание занятия. Например, при планировании занятия по образовательной области «Ребёнок и природа», на тему «Домашние животные», ставятся следующие задачи:
Для детей пятого года жизни – формировать представления о домашних животных, пользе, которую они приносят человеку; умения соотносить животных, их детёнышей.
Для шестого года жизни - расширять представления о домашних животных: уходе за домашними животными, дифференцированных потребностях животных в пище, жилище, защите от врагов.
Начинается занятие со всеми детьми. Предлагается ребятам отправиться в гости к бабушке в деревню. Дети занимают места в автобусе и под весёлую музыку отправляются в путь.
В «деревне» их встречает бабушка (в роли бабушки – помощник воспитателя). Дети отгадывают загадки о животных. Педагог постепенно подводит их к обобщающему понятию, что это - «домашние животные», уточняет, какую пользу они приносят человеку.
Для детей 5-го года жизни предлагается игра «Найди детёнышей», а старшим детям дается задание расселить животных по своим жилищам. При этом дети старшего дошкольного возраста выполняют своё задание под руководством помощника воспитателя.
После выполненного задания и физкультминутки, уточняется у детей, как люди ухаживают за домашними животными. Далее предлагается детям рассмотреть картинки с изображением взрослых животных, их детёнышей, еды, которой они питаются, и составить цепочки питания по схемам. Детям старшего дошкольного возраста дается задание подобрать себе картинку с изображением детёныша животного, еды, которой он будет питаться и взрослого животного, которым он станет и разложить эти картинки по порядку. Детям пятого года жизни предлагается подобрать себе картинку с изображением взрослого животного и еды, которой он питается.
После выполненных заданий дети прощаются с бабушкой и возвращаются в детский сад. Продолжительность этой части занятия длится не более 20 минут. Дети пятого года жизни уходят играть под присмотром помощника воспитателя.
А воспитанникам старшего дошкольного возраста предлагается придумать необычное домашнее животное, составив его, используя готовые плоскостные силуэты частей тела разных домашних животных и придумать варианты названия получившегося животного.
Подводя итог занятия, можно попросить детей рассказать о том, какие домашние животные есть у них дома, каких животных они хотели бы себе завести, и как они будут ухаживать за ними. Общая продолжительность деятельности детей старшей группы составляет 25-30 минут.
Ещё один вид занятий, который можно использовать в своей работе - одновременная деятельность детей по разным программным задачам.
Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием.
Например, на занятии по образовательной области «Искусство», по лепке на тему «Котёнок», определяются следующие образовательные задачи.
Для детей пятого года жизни: совершенствовать умения самостоятельно лепить несложные предметы (мячик, мисочку и др.) для игрушечного котёнка.
Для детей шестого года жизни: формировать умение лепить котёнка, передавая форму его туловища, головы, лапок, соотношение частей по величине, их расположение.
Детям показывают игрушку-котёнка. Предлагают рассмотреть его, придумать ему кличку. Котёнок «обращается» к детям среднего дошкольного возраста с просьбой вылепить для его маленьких друзей мисочки для еды и мячики. Детям старшего дошкольного возраста предлагается вылепить друзей для нашего котёнка.
На протяжении всего занятия активную помощь оказывает помощник воспитателя в работе с детьми пятого года жизни.
Когда дети среднего дошкольного возраста вылепят свои подарки, котёнок их «хвалит» и предлагает подарить маленьким котятам, которых делают старшие дети.
Организация образовательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, но и в то же время открывает перед ним широкие возможности для развития речи и общения детей разного возраста.
Подводя итог своего выступления, хочется сказать, что главное в работе — проводить занятия в форме игры, ведь игра - дело жизни, работа для ребенка, но работа интересная, увлекательная. И с помощью педагога - успешная. А успехи детей очевидны, результативны!