Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастных группах учреждений дошкольного образования

05.02.2024
В последнее время в наполняемости групп учреждений дошкольного образования произошли значительные изменения, оказавшие существенное влияние на организацию образовательного процесса.

Организация образовательного процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и, на первый взгляд, неразрешимые сложности. Так, например, в группе могут быть дети разного возраста, от 2 до 7 лет. 

В таком случае организацию работы необходимо  ориентировать на программы нескольких возрастов. Занятия должны проводиться в разных формах. Закономерно встает вопрос: как качественно организовать образовательный процесс в условиях  разновозрастной группы? Как реализовать полный объём образовательной программы?  Как сгруппировать материал возрастных целевых ориентиров в одну образовательную деятельность? Необходимо выбрать и грамотно распределить по времени разнообразные формы работы, которые позволят решить задачи нескольких возрастных групп,  и при этом учесть требования санитарных норм и правил о допустимом объёме образовательной нагрузки. Осложняет эту работу недостаточное методическое обеспечение: малое количество литературы, обобщённого опыта работы, конспектов занятий.

Как вариант решения ситуации- с воспитанниками  использовать фронтальную, подгрупповую и индивидуальную формы работы. 

Например, фронтально  заниматься на таких занятиях, как ребёнок и общество, аппликация, конструирование, ребёнок и природа, развитие речи, лепка, и конечно физическая культура и музыкальная деятельность.

Подгрупповую форму работы  использовать с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по подготовке к обучению грамоте и занятиях по математике, так как на таких занятиях решаются учебные задачи частного характера, которые относятся только к детям данного возраста. При этом младшие дети остаются в группе.  Почему? Дети, которые не участвуют непосредственно в занятии (в данном случае дети 4-х лет), становятся более дисциплинированными, а также невольно заинтересованными, в том, что делают старшие, они становятся слушателями, запоминают понятную и интересную им информацию. В это время они находятся под присмотром помощника воспитателя.

При проведении занятий можно использовать следующие виды организации образовательной деятельности:

Первый вид занятия - ступенчатое начало, второй вид  – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия, третий вид – одновременная деятельность детей по разным программным задачам. Остановимся подробно на каждом виде организации образовательной деятельности.

Например, планируя  занятие по образовательной области «Ребёнок и общество», на тему «Одежда», можно поставить следующие образовательные задачи: 

Для детей пятого года жизни – формировать представления о значении одежды в жизни человека; умения дифференцировать одежду  по существенным признакам (зимняя, летняя, демисезонная).

Для шестого  года  жизни – познакомить детей с белорусскими предприятиями по пошиву одежды; формировать представления о профессиях, связанных с созданием одежды.

Воспитанники пятого года жизни играют в дидактические игры по теме занятия с помощником воспитателя,  а воспитатель дошкольного образования начинает занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

Педагог обращает внимание детей старшей подгруппы на «волшебную шкатулочку»  и задает детям вопросы поискового характера: «то, что лежит в шкатулке бывает тёплым и холодным, прозрачным и плотным, гладким и шероховатым, имеет различную окраску, может мяться, растягиваться, соткано из различных ниток». Таким образом,  подводит их к ответу, что в шкатулке лежит ткань. Уточняет, для чего людям нужна ткань и где производят одежду. Предлагает детям совершить экскурсию на белорусские предприятия по пошиву одежды, используя мультимедийную презентацию. 

В ходе экскурсии знакомит детей с пошивом женской, мужской и детской одежды из различных видов тканей, которые производят у нас в Беларуси, – на фабрике «Калинка», предприятии «Славянка», «Світанак» и др.  Далее спрашивает у детей, как они думают, легко ли шить одежду. И просит их назвать профессии людей, которые производят одежду. 

Предлагает детям побыть в образе модельеров. Для этого ребята по желанию выбирают себе любой силуэт одежды и украшают его с помощью красок, аппликации, используя разные материалы (кусочки тканей, ленточки, цветную бумагу и др).  Пока «модельеры» творят, звучит тихая музыка. 

В это время в занятие включаются дети среднего дошкольного возраста, с которыми педагог отправляется в магазин.  Предлагает детям взять карточки с изображением различной одежды и сказать, что на ней изображено. Спрашивает у детей как одним словом можно назвать все эти вещи, для чего нужна одежда, что можно делать с одеждой.

Далее подводит детей к пониманию того, что одежда бывает летняя, зимняя и демисезонная. Используя обручи трёх цветов дается  задание детям: в жёлтый обруч положить карточки с изображением одежды, которую носят летом; в синий обруч -которую носят зимой, а в зелёный - которую можно носить весной и осенью. 

Старшая подгруппа воспитанников под руководством помощника воспитателя оформляет выставку своих моделей. 

Для всех воспитанников  организуется игра: предлагается сделать объявление по радио о ребёнке из группы, который потерялся, не называя его имени, только по описанию одежды. Задача детей – найти того, «кто потерялся».

В конце занятия с детьми проводится  игра с мячом «Поймай вопрос – верни ответ». Вопросы подбираются в соответствии с возрастом детей.  Например: 

- Где можно купить одежду?

- Кто шьёт одежду?

- Какие предметы нужны для того, чтобы сшить одежду?

- Из чего шьют одежду?

- Как нужно ухаживать за одеждой? И другие.

После игры обращается внимание всех детей на выставку моделей одежды, которые подготовили старшие воспитанники, где  они рассказывают о своих работах.

Следующий вид занятий, который можно использовать - это ступенчатое (поэтапное) окончание занятия. Например, при планировании  занятия по образовательной области «Ребёнок и природа», на тему «Домашние животные»,  ставятся следующие задачи:

Для детей пятого года жизни – формировать представления о домашних животных, пользе, которую они приносят человеку; умения соотносить животных, их детёнышей.

Для шестого  года  жизни - расширять представления о домашних животных: уходе за домашними животными, дифференцированных потребностях животных в пище, жилище, защите от врагов.

 Начинается занятие со всеми детьми. Предлагается ребятам отправиться в гости к бабушке в деревню. Дети занимают места в автобусе и под весёлую музыку отправляются в путь.    

В «деревне» их встречает бабушка (в роли бабушки – помощник воспитателя). Дети отгадывают загадки о животных. Педагог постепенно  подводит их к обобщающему понятию, что это - «домашние животные», уточняет, какую пользу они приносят человеку. 

Для детей 5-го года жизни предлагается игра «Найди детёнышей», а старшим детям дается задание расселить животных по своим жилищам. При этом дети старшего дошкольного возраста выполняют своё задание под руководством помощника воспитателя. 

После выполненного задания и физкультминутки,  уточняется у детей, как люди ухаживают за домашними животными. Далее предлагается детям рассмотреть картинки с изображением взрослых животных, их детёнышей, еды, которой они питаются, и составить цепочки питания по схемам. Детям старшего дошкольного возраста дается задание подобрать себе картинку с изображением детёныша животного, еды, которой он будет питаться и взрослого животного, которым он станет и разложить эти картинки по порядку. Детям пятого года жизни предлагается подобрать себе картинку с изображением взрослого животного и еды, которой он питается. 

После выполненных заданий дети прощаются с бабушкой и возвращаются в детский сад. Продолжительность этой части занятия длится не более 20 минут. Дети пятого года жизни уходят играть под присмотром помощника воспитателя.

А воспитанникам старшего дошкольного возраста предлагается придумать необычное домашнее животное,  составив его, используя готовые плоскостные силуэты частей тела разных домашних животных и придумать варианты названия получившегося животного.  

Подводя итог занятия, можно попросить детей рассказать о том, какие домашние животные есть у них дома, каких животных они хотели бы себе завести, и как они будут ухаживать за ними.  Общая продолжительность деятельности детей старшей группы составляет  25-30 минут.

Ещё один вид занятий, который можно  использовать в своей работе - одновременная деятельность детей по разным программным задачам. 

 Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. 

Например, на занятии по образовательной области «Искусство», по лепке на тему «Котёнок», определяются следующие образовательные задачи.

Для детей пятого года жизни: совершенствовать умения самостоятельно лепить несложные предметы (мячик, мисочку и др.) для игрушечного котёнка.

Для детей шестого года жизни: формировать умение лепить котёнка, передавая форму его туловища, головы, лапок, соотношение частей по величине, их расположение. 

Детям показывают игрушку-котёнка. Предлагают рассмотреть его, придумать ему кличку. Котёнок «обращается» к детям среднего дошкольного возраста с просьбой вылепить для его маленьких друзей мисочки для еды и мячики. Детям старшего дошкольного возраста  предлагается вылепить друзей для нашего котёнка.

На протяжении всего занятия активную помощь оказывает помощник воспитателя в работе с детьми пятого года жизни.

Когда дети среднего дошкольного возраста вылепят свои подарки, котёнок их «хвалит» и предлагает подарить маленьким котятам, которых делают старшие дети. 

Организация образовательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, но и в то же время открывает перед ним широкие возможности для развития речи и общения детей разного возраста.

Подводя итог своего выступления, хочется сказать, что главное в работе — проводить занятия в форме игры, ведь игра - дело жизни, работа для ребенка, но работа интересная, увлекательная. И с помощью педагога - успешная. А успехи детей очевидны, результативны!