Скоро в школу или Кризис 7 лет
19.04.2024В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса - развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек, она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением.
Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность 6-7-летнего ребенка в познании окружающего мира. У ребенка возникает новая потребность узнать неявную, скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков.
Кирилл пришел из детского сада грустный. На вопросы: «Что болит?», «Кто обидел?» - ответил неопределенной гримасой и ушел в свою комнату. Потрогал несколько игрушек, взял в руки коробку с пластилином и вдруг, резко ударив ею по столу, тихо, но отчетливо произнес: «Нет, так больше нельзя! Все игрушки да игрушки, пластилин да пластилин ... Скучно!»
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового уровня отношений. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.
Придя первого сентября из школы, Даша гордо произнесла: «Наконец-то я стала человеком!» На бабушкин вопрос: «А до этого что же - человеком не была?» - ответила гримасой, выражающей величайшее презрение ко всей прежней жизни.
Учение олицетворяет для ребенка новый, взрослый образ жизни.
В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами школьной жизни - портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.
У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему еще вчерашнему прошлому. Мальчишки и девчонки с иронией относятся к тому, что совсем недавно они были маленькими и беспомощными. Это отношение распространяется на одежду, которую они носили, на старые игрушки и книжки. Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками и кубиками, куклами и машинками доставляли им явное удовольствие. Игрушки, которые два-три года назад вызывали восторг и восхищение, теперь вызывают у них лишь скептическое удивление.
Средством преодоления кризиса семи лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоретических знаний: азбуки, письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению.
Готовность к школе - это не только желание, но еще и умение учиться.
- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, сказала девочка и взяла кусочек мела.- Мы займемся арифметикой ... У вас в кармане два яблока ...
Буратино хитро подмигнул: - Врете, ни одного ...
- Я говорю,- терпеливо повторила девочка,- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
-Два.
- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился - так здорово подумал. -Два ...
- Почему?
- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка.
А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова.
Попытки родителей приобщить своих детей к научно-теоретическим знаниям - как можно раньше научить составлять слоги и слова, читать и писать, выполнять арифметические действия - заканчиваются неудачей именно потому, что еще не закончился кризис дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками с буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают книжки, но только картинки в азбуках для маленьких. Быстро устают и бегут играть. А попытки взрослых заставить малышей учиться ведут к упрямству и капризам.
Карлсон:
- Я лучший в мире специалист по сложению. Малыш рассмеялся.
- Сейчас проверим,- сказал он. - Ты согласен? Карлсон кивнул.
- Приступай.
И малыш приступил.
- Вот мама дает тебе, допустим, три яблока ...
- Я скажу ей спасибо.
- Не перебивай меня,- сказал Малыш. - Если ты получишь три яблока от мамы и два от папы, и два от Боссе, и три от Бетан, и одно от меня ...
Докончить ему не удалось, потому что Карлсон погрозил ему пальцем.
- Так я и знал! - сказал он.- Я всегда знал, что ты самый жадный в семье, а это что-нибудь да значит! .. Вот если бы ты дал мне большой пакет, я быстро развернул бы его, а там кило яблок, и две груши, и горсть таких мелких желтых слив, знаешь?
- Перестань,- сказал Малыш. - Я же говорю про яблоки для примера, чтобы научить тебя сложению. Так вот, ты получил одно яблоко от мамы ...
- Постой,- сердито закричал Карлсон,- я так не играю!
А куда она дела те два яблока, которые только что собиралась мне дать?
Малыш фыркнул.
- Думаешь, я не понимаю, в чем дело? Мама стащила у меня два яблока, как только я отвернулся.
Астрид Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»
Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в учебной деятельности.
И только совпадение по срокам систематического обучения наукам в школе или дома с кризисом 6-7 лет - моментом, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену игре приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению - будет способствовать тому, что учеба станет интересной, даст стойкие положительные результаты.
Для успешной учебы ребенок должен не только понимать чему и для чего он учится. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг на пути к успешной учебе.
В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребенка.
В общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными или бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений. Это примеры расширения сферы интересов ребенка.
Новые знания появляются в результате общения с новым кругом взрослых - воспитатели, руководители кружков, врачи, продавцы, соседи, знакомые папы и мамы. Ребенок учится «как себя вести» в каждой ситуации. Происходит структурирование внутренней жизни ребенка, утрачивается детская непосредственность.
Появление у ребенка внутреннего мира сопряжено с появлением внутренних переживаний - радости, обиды, огорчения - и знания, что он их переживает: я радуюсь, я огорчен, я сердит.
«Я могу быть разным» - понимает ребенок и может сам создать себе какое-то состояние или цель: «Подкрадусь на цыпочках», «Рассержусь», «Напугаю», «Давайте веселиться», «Притворюсь». Во время кризиса семи лет собирается материал для построения собственного я: ребенок уже может «захотеть и не заплакать», «не бояться», «попросить», «захотеть и понять, потом выучить», «не плакать и не кричать, а просто сказать».
Появляется новое звено между желанием что-то сделать и делом, а именно возможность оценить будущий поступок. Ребенок размышляет, прежде чем что-то сделать.
В период кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или «логика чувств». Иными словами, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний.
«Мама, а если ребенок очень хочет учиться, знает буквы и умеет считать, он сможет стать отличником, когда пойдет в школу?» Такой положительный образ самого себя будет способствовать стремлению учиться, получать знания и положительную оценку за свой труд.
Но бывает и по-другому: «Ничего не умею», «Никогда ничего не получится», «Я уже все и так умею, все равно ничему в школе не научусь». Такой негативный образ самого себя, сформированный еще только на пороге школы и не без «влияния и помощи» взрослых, ведет к недостатку самодоверия, к снижению успеваемости. А неуспехи и неудачи ребенка влияют на его самооценку и на понимание себя. Нужно еще до школы приложить все силы для того, чтобы не было порочного круга: негативный образ самого себя – неудача – низкая самооценка.
Дайте ребенку возможность почувствовать успех, хвалите, это придаст ему силы, даст веру в себя: «Трудно, но я смогу».
Если вы заметите, что ребенок охладел к играм и забавам, дайте ему книги, тем самым вы дадите ему толчок к дальнейшему развитию. Теперь оно будет направлено на получение новых знаний и на умение контролировать свое поведение. Ребенок вновь обретет желание подчиняться взрослым, слушаться их, но теперь в новой ситуации, в учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом будет тот человек, который поможет малышу войти в мир научного знания.
Вот мы и познакомились с кризисами дошкольного возраста. Теперь, уважаемые взрослые, изменение поведения детей, наступление кризисных моментов первого, третьего и седьмого года жизни не должны пугать вас.
Нарушение привычного поведения - капризность и упрямство, строптивость и своевольные выходки, борьба за самостоятельность и негативизм - полностью компенсируется стремительным рывком в развитии, который ребенок совершает за короткий период кризиса. Кризис - это скачок в завтрашний день развития, это предвестник взросления вашего малыша.
Делая шаг назад в период кризиса, временно отступая от достигнутого, малыш одновременно совершает два скачка вперед. У него возникают новые черты и особенности. В периоды возрастных кризисов маленький человек продвигается по пути прогресса в два раза быстрее и успешнее, чем в плавные, спокойные, благополучные периоды. В этом и состоит важное и прогрессивное значение любого возрастного кризиса.
Постарайтесь правильно выбрать линию своего поведения. Она должна отличаться от прежней, ведь малыш изменился, и вы знаете, почему это произошло, понимаете и поддерживаете своего взрослеющего ребенка.
Универсальный рецепт поведения взрослых в период трудных моментов возрастных кризисов: терпимость, внимание, постоянство главных требований плюс гибкость и понимание природы резких изменений во взаимоотношениях. Не бороться, а вовремя оценить, принять и пережить нормативные изменения - перешагнуть вместе со своим малышом на новую ступеньку в развитии!
Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г.С. Урунтаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 408 с.
Простой тест, с помощью которого можно определить хочет ли ваш ребёнок в школу
- Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
- Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?
- Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?
- Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?
- Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
- Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?
- Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?
- Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?
- Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый ответ, характеризующий школьный режим, дается 1 балл, за ответ, характеризующий режим детского сада - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.